Главная>Сочинения по произведению Портрет
37 предложений/ 454 слова
Николай Васильевич Гоголь всегда славился любовью к мистике и его произведение «Портрет» в этом смысле не исключение. Повесть была написана в первой половине 19-го века и прошла вторую авторскую редакцию. Поначалу она была напечатана в сборнике «Арабески», а затем в журнале «Современник». По сюжету, живущий в бедности молодой художник Чартков, покупает на последний двугривенный портрет старика-азиата и приносит его домой.
Казалось бы, странный порыв, но этот портрет поразил художника своей живостью и высоким мастерством. Глаза ростовщика, изображенного на нем, глядели совсем как живые. Вечером художнику на мгновение даже показалось, что старик ожил, вышел из рамы и протянул ему мешочек с червонцами. На следующее утро из рамы действительно выпал сверток с деньгами, которые буквально спасли плачевное положение главного героя. Он смог расплатиться по коммунальным долгам, съехал с убогой квартиры в роскошные апартаменты и накупил для себя новой, щегольской одежды.
Чартков стал быстрее продвигаться по карьерной лестнице. У него появились новые богатые заказчики и его уже принимали в высших кругах. Но идея произведения как раз в том и состоит, что молодой человек выбрал материальное благополучие, пожертвовав высоким творчеством. Отныне он рисовал людей в два несложных штриха и они ему за это платили большие деньги. Соответственно, он перестал совершенствовать свое мастерство, в погоне за накоплением, не заметив, что теряет самое ценное в жизни.
Во второй части автор раскрывает секрет «денежного» портрета. Дело в том, что старик, изображенный на нем, был коломенским ростовщиком. Все, кто брали у него взаймы деньги, становились несчастными. Кто-то заболевал ревностью, кто-то завистью, кто-то злостью или безумием. Одно оставалось неизменным, они словно продавали душу за деньги. При этом старик не забывал забирать у них долг еще и с огромными процентами. Однажды он обратился к художнику-самоучке, который расписывал храмы, с просьбой нарисовать его портрет. Тот охотно согласился, не подозревая, что рисует само зло.
Портрет получился необычайно живым, но незавершенным, так как художник заподозрил неладное. Его натурщик не скрывал, что хочет жить после смерти в портрете. Многое с тех пор изменилось в жизни самого мастера. Он потерял почти всех родных, кроме старшего сына, который жил и учился вдалеке от дома. Художник стал понимать, что совершил грех. Он фактически нарисовал злой дух. Для того чтобы избавиться от этого тягостного чувства, он ушел в монастырь и взялся за длительный проект под названием «Рождество Иисуса».
Более того, он попросил старшего сына найти и уничтожить его злосчастную работу. Волю отца молодой человек исполнил наполовину. Когда через пятнадцать лет он нашел портрет ростовщика на одном из петербургских аукционов, тот исчез со стены, где висел. Возможно, украли, возможно - и нет. Мистика, да и только. Но именно так закончил свою повесть Н. В. Гоголь. В одном небольшом произведении он сумел показать разные типы людей с разными судьбами, а также проанализировать проблему добра и зла, власти денег над людьми и истинного назначения искусства.
см. также:
Другие сочинения по произведению Портрет, Гоголь
Характеристики главных героев произведения Портрет, Гоголь