Сочинение на тему: Какие уроки получил мальчик в рассказе Уроки французского, Распутин

Сочинение на тему: Какие уроки получил мальчик в рассказе Уроки французского, Распутин

­Главная>Сочинения по произведению Уроки французского

Какие уроки получил мальчик

23 предложения/ 482 слова

Рассказ Валентина Распутина носит название «Уроки французского», но в нем речь идет вовсе не о занятиях по иностранному языку. Подлинный смысл произведения гораздо глубже, поскольку главный герой получает много жизненных уроков. Самым важным из них является урок доброты, благородства и справедливости, который мальчику преподает его школьная учительница Лидия Михайловна.

Герою рано приходится узнать о том, что жизнь порой бывает очень жестока к людям. Мальчик живет в тяжелое послевоенное время, семья его, как и многие другие семьи тогда, бедствует и голодает. Кроме того, в одиннадцать лет он остается совсем один в чужом городе, куда вынужден переехать с целью дальнейшего обучения в школе.

Нужда заставляет героя начать играть на деньги с другими мальчишками, чтобы только иметь возможность купить себе «баночку молока». Мальчик проявляет хорошие способности в этом деле, а еще он не желает мириться с обманом и жульничеством, за что товарищи по игре избивают его. Так главный герой узнает, что «никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед», а также знакомится с тем, что такое человеческая подлость и жестокость.

Предательство — это еще один травмирующий урок, который мальчику приходится усвоить в тот момент, когда одноклассник Тишка «продает» его «с потрохами», рассказывая Лидии Михайловне про участие своего товарища в азартных играх. И вот, тогда, когда для героя все, казалось бы, уже кончено, и он уверен в том, что его ждет отчисление из школы, случается настоящее чудо. Учительница начинает проявлять заботу о своем воспитаннике: она не только не рассказывает о поступках ученика директору, но и пытается накормить мальчика ужином и собирает ему посылку с продуктами.

Герою, в силу своего юного возраста, тогда еще сложно понять истинные намерения учительницы. Кроме того, в жизни он видел мало добра, поэтому ее попытки помочь он воспринимает крайне настороженно. Когда Лидия Михайловна предлагает ему поесть, он вскакивает и, «бормоча, что сыт», убегает из квартиры, а после решительно возвращает учительнице ящик с продуктами. Все это вынуждает Лидию Михайловну пойти на отчаянный шаг и начать самой играть с учеником на деньги, чтобы дать ему возможность честно выигрывать их у нее и покупать себе еду. Когда об этом узнает директор школы, он, конечно же, увольняет женщину, но она все равно продолжает помогать мальчику: добивается того, чтобы его не выгнали из школы, а затем присылает ему очередную посылку с продуктами.

Именно поэтому теперь повзрослевший герой чувствует свою вину перед учительницей (с этих слов начинается рассказ). Но эта вина «не за то вовсе, что было в школе», а за то, что «сталось» с ним после.

Своим примером Лидия Михайловна показала ученику, как должен себя вести истинный человек, исполненный достоинства и благородства. Человек, прекрасно знающий, что такое сочувствие, и умеющий, несмотря ни на что, прийти на помощь ближнему. Вероятно, выучив этот урок, мальчик тоже пожелал в будущем стать таким человеком, как его учительница. Но, возможно, у него не всегда это получалось, поскольку очень сложно оставаться верным своим идеалам тогда, когда сама жизнь постоянно устраивает жестокие проверки на прочность и преподносит тяжелейшие испытания.

см. также:
Другие сочинения по произведению Уроки французского, Распутин

Характеристики главных героев произведения Уроки французского, Распутин

Краткое содержание Уроки французского, Распутин

Краткая биография Валентина Распутина