Статья по экономике на тему: Конкуренция

Главная > Разное > Статьи по экономике

Конкуренция

Термин «конкуренция» может толковаться по-разному. Существование конкуренции не ограничивается лишь сферой экономики. Часто под этим термином подразумевается соперничество людей или целых организаций.

Конкуренция является центром рыночной системы, видом взаимоотношений между производителями каких-либо товаров. Стимулом, побуждающим людей к конкурентной борьбе за отечественные и международные рынки, традиционно является желание превзойти других.

Процесс конкуренции является динамическим, ускоряющим движение, способствующим лучшему обеспечению потребителей качественными товарами.

Конкуренция является элементом рыночного механизма, осуществляющим взаимодействие рыночных субъектов в областях изготовления и сбыта продукции, а также­ приложения капитала. Также конкуренция означает некое соперничество между несколькими конкретными бизнесменами или предприятиями за право получения более выгодных условий изготовления каких-либо товаров и их реализации.

Конкуренция является двигателем экономического прогресса, так как рыночное соперничество становится успешным лишь тогда, когда предприниматель стремится улучшить кадровый состав своей организации, повысить качество товаров и расширить их ассортимент.

Как ясно из вышеизложенного, понятие конкуренции многовариантно, а посему не ограничивается каким-то одним универсальным определением. Она является и способом хозяйствования, и таким способом существования капитала, при котором несколько капиталов соперничают между собой. Кроме того конкуренция является и стихийным регулятором стихийного производства. Она благоприятствует вытеснению с рынка неэффективных предприятий, предотвращает диктатуру производителей над потребителями. ­

Однако современной конкуренции очень далеко до идиллии. Глубинные корни отношений между конкурирующими предприятиями всегда заключались в непрерывной борьбе за выгодные условия существования. И в результате подобной борьбы возникали как победители, увеличившие свои состояния, так и побеждённые, вынужденные урезать свою долю на рынке или вовсе продать её за бесценок. С конкуренцией связаны и такие отрицательные стороны её проявления, как нестабильность, разорение, инфляция и так далее.

Отсутствие возможности повышать стоимость каких-либо товаров либо услуг является одним из самых важных моментов в современной трактовке термина конкуренции. ­

Ожесточённое конкурентное соперничество между фирмами на внутреннем рынке помогает им подготовиться к борьбе за иностранных потребителей, а также помогает потребителям получать качественную продукцию за приемлемую цену. Ведь конкурентоспособные товары должны выгодно отличаться от аналогичной продукции конкурентов. ­

Конкуренцию делят на функциональную, видовую, межфирменную, внутриотраслевую. Также её делят на добросовестную и не добросовестную. К основным методам конкуренции добросовестной относится улучшение качества товаров, эффективная их реклама, развитие предпродажного обслуживания. К способам недобросовестной конкуренции относится промышленный шпионаж с целью выведывания секретов, обман потребителей, сокрытие дефектов продукции и т.п. Однако в целом у конкуренции положительных моментов больше, чем отрицательных.

см. также:
Все статьи по экономике