Главная > Разное > Статьи по экономике
Термин «конкуренция» может толковаться по-разному. Существование конкуренции не ограничивается лишь сферой экономики. Часто под этим термином подразумевается соперничество людей или целых организаций.
Конкуренция является центром рыночной системы, видом взаимоотношений между производителями каких-либо товаров. Стимулом, побуждающим людей к конкурентной борьбе за отечественные и международные рынки, традиционно является желание превзойти других.
Процесс конкуренции является динамическим, ускоряющим движение, способствующим лучшему обеспечению потребителей качественными товарами.
Конкуренция является элементом рыночного механизма, осуществляющим взаимодействие рыночных субъектов в областях изготовления и сбыта продукции, а также приложения капитала. Также конкуренция означает некое соперничество между несколькими конкретными бизнесменами или предприятиями за право получения более выгодных условий изготовления каких-либо товаров и их реализации.
Конкуренция является двигателем экономического прогресса, так как рыночное соперничество становится успешным лишь тогда, когда предприниматель стремится улучшить кадровый состав своей организации, повысить качество товаров и расширить их ассортимент.
Как ясно из вышеизложенного, понятие конкуренции многовариантно, а посему не ограничивается каким-то одним универсальным определением. Она является и способом хозяйствования, и таким способом существования капитала, при котором несколько капиталов соперничают между собой. Кроме того конкуренция является и стихийным регулятором стихийного производства. Она благоприятствует вытеснению с рынка неэффективных предприятий, предотвращает диктатуру производителей над потребителями.
Однако современной конкуренции очень далеко до идиллии. Глубинные корни отношений между конкурирующими предприятиями всегда заключались в непрерывной борьбе за выгодные условия существования. И в результате подобной борьбы возникали как победители, увеличившие свои состояния, так и побеждённые, вынужденные урезать свою долю на рынке или вовсе продать её за бесценок. С конкуренцией связаны и такие отрицательные стороны её проявления, как нестабильность, разорение, инфляция и так далее.
Отсутствие возможности повышать стоимость каких-либо товаров либо услуг является одним из самых важных моментов в современной трактовке термина конкуренции.
Ожесточённое конкурентное соперничество между фирмами на внутреннем рынке помогает им подготовиться к борьбе за иностранных потребителей, а также помогает потребителям получать качественную продукцию за приемлемую цену. Ведь конкурентоспособные товары должны выгодно отличаться от аналогичной продукции конкурентов.
Конкуренцию делят на функциональную, видовую, межфирменную, внутриотраслевую. Также её делят на добросовестную и не добросовестную. К основным методам конкуренции добросовестной относится улучшение качества товаров, эффективная их реклама, развитие предпродажного обслуживания. К способам недобросовестной конкуренции относится промышленный шпионаж с целью выведывания секретов, обман потребителей, сокрытие дефектов продукции и т.п. Однако в целом у конкуренции положительных моментов больше, чем отрицательных.
см. также:
Все статьи по экономике