Сочинение на тему: Природа в поэме Мороз, красный нос, Некрасов

­Главная>Сочинения по произведению Мороз, красный нос

Природа

Казалось бы, что в поэме «Мороз, Красный нос» Некрасов рассказывает нам только про бытность и обычаи крестьянской жизни, отдельно раскрывая героизм и качества женской доли. Но, если рассмотреть глубже, то видно, что особый колорит и насыщенность произведению дает именно описание природы, применение метафор и аллегорий.

Поэма состоит из двух частей. Первая ее часть посвящена смерти крестьянина, здесь мало описаний природы, но и то, что есть, дает определенный акцент на происходящее. Слезы скорбящей вдовы, Некрасов сравнивает с дождем, зарядившим надолго и с колосом, который «беззвучно роняет созревшие зерна свои». Тем самым отождествляя крестьянку и природу.

В момент, когда отец копает могилу Проклу, природа приобретает скорбный вид, она грустит вместе с крестьянином:

«Нет солнца, луна не взошла...
Как будто весь мир умирает:
Затишье, снежок, полумгла...»

Так же и в день похорон, природа приобретает печальный образ, и конь стоит понуро. Кажется все настроено на один лад, одно настроение с родственниками умершего крестьянина:

«Сурово метелица выла
И снегом кидала в окно,
Невесело солнце всходило»

Вторая часть поэмы пестрит описаниями природы, пейзажами, которые плотно пересекаются с настроениями главной героини Дарьи: «о корень древесный запнувшийся полоз стучит, и визжит, и за сердце скребет»,­ «деревья, и солнце, и тени, и мертвый, могильный покой», «тишина гробовая».

Природа приобретает безразличное отношение к горю крестьянки, как бы дает ей возможность выговориться и излить душу: «и лес безучастно внимал», «и солнце, кругло и бездушно»,­ «глядело с небес равнодушно».

Но тут же, как бы в противовес равнодушию и скорби возникают совсем иные описания природы, которые придают происходящему совсем другой окрас:

«Любо весной человеку,
Солнышко ярко горит.
Солнышко всё оживило,
Божьи открылись красы,
Поле сохи запросило,
Травушки просят косы»

Можно заметить определенный цикл, периодичность пор года. Переход от зимнего пейзажа, к любованию весной, затем к тяжелому для крестьян летнему периоду:

«Овод жужжит и кусает,
Смертная жажда томит,
Солнышко серп нагревает,
Солнышко очи слепит,
Жжет оно голову, плечи,
Ноженьки, рученьки жжет,
Изо ржи, словно из печи,
Тоже теплом обдает»

И…плавно переходит к осени – сватовству и рекрутскому набору. Дарья страшится такого будущего, поэтому используется аллегория, а природа в своем описании несет тревожные нотки:

«Черная туча, густая-густая,
Прямо над нашей деревней висит,
Прыснет из тучи стрела громовая».

Неспокойны и воспоминания крестьянки о ночи, когда она ходила в монастырь за чудотворной иконой. Здесь природа принимает суеверное изображение, Дарья боится любого знака данного ей природой, любого животного, будь то заяц или ворон – «дрогнуло сердце опять».

Так в своих думах вдова молодая не замечает приближения Мороза-воеводы, и, к сожалению, это не сказочный Морозко, который одарит и пощадит. По всему видно, что он настроен серьезно и даже враждебно, он символизирует стихию, неподвластную человеку, от которой можно ждать лишь погибели. Так и Дарьюшка не смогла противостоять: «стояла и стыла в своем заколдованном сне...»

см. также:
Другие сочинения по произведению Мороз, красный нос, Некрасов

Характеристики главных героев произведения Мороз, красный нос, Некрасов

Краткое содержание Мороз, красный нос, Некрасов

Краткая биография Николая Некрасова