Сочинение на тему: Время в повести Старик и море, Хемингуэй

Главная>Сочинения по произведению Старик и море

Время

Время. Главной его чертой является то, что оно безвозвратно. Это процесс, который всегда движется лишь вперед, он никогда не останавливается, не замедляется и уж тем более не поворачивает назад.

Когда мы молоды — время «работает» на нас. Мы растем, учимся, приобретаем новые знания и опыт, наслаждаемся силой и красотой своего юного тела. Но в жизни каждого человека всегда наступает тот момент, когда время из его верного друга превращается в жестокого беспощадного врага. Оно меняет наше тело, заставляя его стареть, и постепенно лишает нас сил, делая абсолютно беспомощными.­

Все эти мысли нашли свое отражение в повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море», опубликованной писателем в 1952 году. Главный герой этого произведения — рыбак Сантьяго. Это пожилой человек, у которого уже и лицо, и тело, и руки — все «было старое». Только глаза мужчины еще сияли веселым блеском и своим цветом напоминали море.

Время и сама жизнь хорошо потрепали Сантьяго, и теперь он, подобно истлевшему парусу своего рыбацкого судна, «был весь в заплатах». Лицо и голову мужчины покрывали глубокие морщины, на шее и щеках его виднелись коричневые пятна «неопасного кожного рака». Руки старика были изрезаны шрамами от острой бечевы, и эти шрамы были стары, как «трещины в давно уже безводной пустыне».

Все в образе Сантьяго говорит о том, что этот мужчина попросту доживает свой век. Воспоминания о бурной молодости теперь уже не будоражат душу старика. Ему больше не снятся «ни бури, ни женщины, ни великие события». Снится Сантьяго лишь далекая Африка с ее белыми берегами.

Противоположен образу Сантьяго, с точки зрения вопроса о времени, образ его друга — мальчика Манолина. У этого юного человека еще все впереди, потому что он молод и полон сил, а молодые, как известно, «спят долго и крепко».

Старый Сантьяго очень дорожит дружбой мальчика не только потому, что Манолин близок его сердцу, но еще и потому, что в нем рыбак видит своего приемника. Для Сантьяго — передать свой опыт ученику — это своеобразный способ повернуть время вспять. Когда он находится рядом с мальчиком, рассказывает ему о былых победах над марлинами, акулами или морскими черепахами, он чувствует себя значительно моложе своих лет.

Образ времени у Хемингуэя невероятно трагичен, поскольку он сопряжен с неизбежным ощущением конца. Мы видим, что жизнь Сантьяго движется к закату. И когда этот усталый и изможденный мужчина кое-как добирается до своей хижины после отчаянной схватки с рыбой-мечом и акулами, а затем надолго засыпает на кровати, у читателя невольно возникает мысль: «А выдержит ли старик следующий подобный поход?»­

Подтверждение тому, что эта мысль неслучайна, мы находим в действиях мальчика. Когда Сантьяго спит, Манолин подходит к нему, чтобы убедиться, что мужчина все еще дышит.

Ученик Сантьяго уже морально готов к тому, что в один прекрасный день его любимого учителя просто не станет. Но важно то, что несмотря на неизбежность такого исхода и скоротечность человеческой жизни, мастерство старого рыбака не умрет вместе с ним.­

И здесь уже образ времени становится символом вечности. Искусство, которым владеет Сантьяго, благодаря Манолину, а затем уже и его ученикам, будет передаваться из поколения в поколение, снова и снова. И так старый рыбак в каком-то смысле сможет обрести бессмертие.

см. также:­ ­
Другие сочинения по произведению Старик и море, Хемингуэй

Характеристики главных героев произведения Старик и море, Хемингуэй

Краткое содержание Старик и море, Хемингуэй

Краткая биография Эрнеста Хемингуэя