Сочинение на тему: Анализ произведения Яма, Куприн

­Главная>Сочинения по произведению Яма

Анализ произведения

Идея повести «Яма» возникла у Александра Ивановича Куприна еще в 1906 году. К этому времени в России появилось множество публичных домов, которые вели свою деятельность официально и находились под покровительством полиции.

Создавая это произведение, автор поставил перед собой сложную задачу: изучить и описать одно из страшнейших зол русского общества своего времени — узаконенную проституцию. В 1909 году вышла первая часть повести, а вторая и третья части были изданы лишь в 1914-м и 1915 году.

Появление «Ямы» спровоцировало шумную полемику в прессе, многие даже обвиняли Куприна в «сеяние разврата». Но сам автор считал, что «проституция — это еще более страшное зло, чем война, мор и так далее. Война пройдет, но проституция живет веками». Именно эта мысль является главной в его произведении.

­

Название повести

Название произведения очень аллегорично. С одной стороны, оно обозначает сокращенное наименование местности: «Ямская слобода, или просто Ямская, Ямки, или, еще короче, Яма». С другой стороны, оно ассоциируется с падением человеческих нравов. Одна из героинь повести (проститутка Женька) так говорит о себе: «…погляди на меня, — что я такое? Какая-то… помойная яма, отхожее место».

­

Композиция произведения

Повесть «Яма» состоит из трех неравных по величине частей. Первая часть (двенадцать глав) знакомит читателя с основными персонажами произведения. Во второй части (семнадцать глав) происходит назревание конфликтов, которые находят свое разрешение в третьей части повести (девять глав).

В произведении переплетается множество сюжетных линий, и в нем нет главного героя. Связующим звеном для описания судеб девушек, работающих в публичном доме, служит диалог, который ведет репортер местной газеты Платонов со студентом Лихониным.

­

Проблематика повести

Персонаж Платонова в произведении выражает позицию самого автора. Этот герой является завсегдатаем заведения Анны Марковны, но никогда не пользуется услугами проституток, а лишь наблюдает за тем, что происходит в доме терпимости, и чем может помогает девушкам.

Платонов дает характеристики всем главным персонажам произведения. Взглянув на других героев его глазами, читатель имеет возможность увидеть не только их отрицательные, но и положительные стороны. Платонов искренне сочувствует девушкам, которых «судьба столкнула на проституцию». Он отмечает, что даже такая бессердечная хищница, как Анна Марковна, может быть любящей матерью, а жестокий садист Симеон — верующим христианином.
Изображая жизнь людей, которые по воле судьбы или по своей воле оказались на самом дне жизни, автор поднимает проблему порочности нравов общества. Куприн намеренно показывает, что таких открытых домов терпимости, как у Анны Марковны, в Яме множество. Все они различаются лишь «внешними мелочами».

Параллельно с главной темой произведения, в повести поднимается также ряд других проблем. Здесь идет речь о системе образования и воспитания в целом, о человеческом невежестве и о силе искусства. Герои Куприна рассуждают и о революции. А в эпизоде, посвященном отношениям Лихонина и проститутки Любки, поднимается проблема оторванности интеллигенции от народа.

­

Образы и судьбы героев

В повести «Яма» перед нами проходит целая галерея ярких и жизненных образов обитателей публичного дома. В первую очередь, это, конечно же, образы девушек: яркой, «гордой и злой» Женьки, скромной и кроткой Тамары, несчастной безумной Паши, простодушной и доверчивой Любки, толстой краснокожей Кати, романтичной и доверчивой Веры, а также любопытной и говорливой Нюры. Характеры хозяйки заведения Анны Марковны, ее мужа Исайя Саввича, экономки Эммы Эдуардовны и швейцара Симеона также очень тонко и художественно прописаны Куприным в произведении.

Отдельного внимания заслуживают образы посетителей заведения и любовников девушек. Это не только образ Платонова и Лихонина, но также других студентов, кадета Гладышева, Ваньки-Встаньки, Сеньки и пожилого нотариуса. В совокупности все эти персонажи дают читателю целостное представление о том, как выглядит мир русской проституции изнутри.

Важное значение в раскрытии основной идеи повести имеет финальный эпизод произведения. В нем рассказывается о том, как трагически сложились судьбы большинства главных героинь. Из предыдущих глав читатель узнает о печальной истории Любы, увезенной из публичного дома Лихониным, а затем брошенной на произвол судьбы, а также об ужасной болезни Женьки (сифилисе), из-за которой девушка убивает себя. В последней главе рассказывается о тех событиях, которые произошли после этого: окончательно сошла с ума и умерла в психиатрической лечебнице Паша, попала в тюрьму Тамара, став подельницей вора Сеньки, любовником была застрелена Вера. А после разгрома публичного дома солдатами почти ни одна из его жительниц не избежала «кровавой, грязной или постыдной» участи.

Таким образом, Куприн стал первым в России писателем, который смог глубоко и подробно раскрыть тему продажной любви. При этом автору удалось не только описать порочность нравов людей, достигших социального дна, но и, как истинному гуманисту, поднять «низменное» до немыслимой высоты.

см. также:
Другие сочинения по произведению Яма, Куприн

Характеристики главных героев произведения Яма, Куприн

Краткое содержание Яма, Куприн

Краткая биография Александра Куприна