Главная > Краткие содержания > Произведения Пушкина
Быстрый переход:
Действие произведения начинается 20 февраля 1598 года. К этому времени уже месяц, как Борис Годунов заперся в монастыре, уверяя народ, что его «страшит сияние престола». Князья Шуйский и Воротынский из династии Рюриковичей понимают, что это лишь политическая игра. Не сомневаются они и в том, что именно Годунов приказал убить царевича Дмитрия, чтобы расчистить себе путь к власти. Борис всё же становится царём. Проходит четыре года, и из Чудова монастыря сбегает молодой инок Григорий Отрепьев. Отправившись в Польшу, он, притворившись чудом спасшимся от смерти царевичем Дмитрием, заручается поддержкой иноземцев и намеревается предъявить свои права на престол. Борис Годунов чувствует опасность, понимая, что народ, скорее всего, поддержит Лжедмитрия. Так и происходит. Несмотря на поражение войск Самозванца под Севском, тому вновь удаётся собрать войска. Недовольный действиями своих главнокомандующих царь успевает назначить воеводой Басманова, а затем вдруг неожиданно умирает, оставляя наследником юного сына Феодора. Но и Басманов, и бояре, и простой русский люд, — все переходят на сторону Лжедмитрия, приветствуя его. Дом Годунова взят под стражу. Оттуда слышатся звуки драки и женские крики, после чего боярин Мосальский выходит на крыльцо и объявляет людям, что Феодор и его мать приняли смертельную дозу яда. Шокированный этими ужасными событиями народ, прежде прославлявший Самозванца, теперь безмолвствует.
Действие произведения начинается 20 февраля 1598 года в Кремлёвских палатах. После смерти царя Фёдора I Ивановича Борис Годунов затворился вместе с сестрой в монастыре, отказываясь принять русский престол, которым он, будучи опекуном умершего, фактически уже правил до этого. Так, покинув «всё мирское», герой провёл уже целый месяц.
Пока народ упрашивает Годунова принять власть, князья Шуйский и Воротынский, которым положено в это время следить за порядком в городе, размышляют, что же будет дальше. Шуйский справедливо предполагает, что, подождав ещё немного, как того требуют правила игры, Борис Годунов «смиренно согласится» и «будет нами править по-прежнему». Иначе, как считает герой, «понапрасну лилася кровь царевича-младенца», в смерти которого он обвиняет боярина.
Шуйский уверен в том, что семилетнего Дмитрия убили по приказу последнего. Тем не менее, несмотря на имеющиеся доказательства, прежде он не решился заявить об этом во всеуслышание, поскольку его смутило спокойствие опекуна Фёдора Ивановича и то, что царь «на всё глядел очами Годунова» и, следовательно, ни за что бы не поверил ему.
Всё же князья, происходящие из рода Рюриковичей, считают, что они имеют больше прав на русский престол. И Шуйский предлагает Воротынскому «волновать» людей, чтобы те встали на их сторону. Но Воротынский сомневается, поскольку считает, что Годунов «умел и страхом, и любовью, и славою народ очаровать».
Тем временем народ возвращается от монастыря обратно. Князья направляются узнать, решилась ли как-то ситуация с Годуновым, но героя по-прежнему «страшит сияние престола». Вскоре людям всё же удаётся своими мольбами уговорить Бориса править Русью: «Венец за ним! он царь! он согласился!»
Проходят четыре года царствования Бориса Годунова. Однажды ночью в Келье Чудова монастыря пожилой монах-летописец отец Пимен рассказывает молодому иноку Григорию Отрепьеву о том, как стал свидетелем гибели царевича Дмитрия в Угличе.
Герой говорит, что своими глазами видел, как тот был «зарезан» тремя убийцами, которые «в ужасе под топором» покаились и назвали имя Бориса Годунова, как организатора преступления.
После этого разговора Григорий, завидующий отцу Пимену в том, что тот «весело провёл свою… младость», участвуя в битвах и бывая при дворе, решает бежать в Литву. Предварительно он рассказывает всем о своём желании быть «царём на Москве» и свергнуть Бориса Годунова. Патриарх объявляет бывшего инока в розыск, и отдаёт приказ во что бы то ни стало поймать несущего ересь «врагоугодника» и сослать его в Соловецкий монастырь.
Тем временем в царских палатах уставший от тягостей правления Борис Годунов ведёт беседу сам с собой. Царь угрюм и ни в чём не находит успокоения. Он чувствует, что грядёт что-то плохое, знает, что народ им недоволен: «Живая власть для черни ненавистна…» Помимо этого, правителя терзают муки совести. После смерти царевича его преследуют страшные видения: «И всё тошнит, и голова кружится, // И мальчики кровавые в глазах...»
Григорий Отрепьев направляется к Луёвым горам. Остановившись на ночлег вместе с двумя монахами — Мисаилом и Варлаамом в доме, находящемся недалеко от границы с Литвой, герой встречает там ищущих его приставов. Те дают молодому человеку прочитать приказ царя, из которого Отрепьев понимает, что на него ведётся охота. Желая убежать от преследования, бывший инок выхватывает нож и прыгает в окно.
Дальше действие переносится в Москву в дом Шуйского. От своего помощника Афанасия Пушкина тот узнаёт интересную новость о том, что в Кракове объявился человек, именующий себя чудесным образом выжившим царевичем Дмитрием. Он снискал поддержку у всех: от «московских беглецов» до «латинских попов», и даже сам король обещал ему «подмогу» в восхождении на законный престол.
Шуйский не сомневается в том, что это самозванец. Тем не менее князь понимает, что «опасность не мала», с чем соглашается и Пушкин. По его мнению, если народ узнает о Лжедмитрии, то Годунову вряд ли удастся «сдержать венец на умной голове», что на руку обоим героям.
Они устали от царствования последнего, поскольку их «каждый день опала ожидает», да и народу тоже плохо при Годунове. Всё же Шуйский и Пушкин решают пока молчать и не вмешиваться.
В царских покоях Годунов общается с детьми. Утешает царевну Ксению, всё ещё горюющую по умершему царевичу Дмитрию, следит за успехами в учении сына Феодора, надеясь на справедливое дальнейшее правление последнего.
К царю с докладом приходит Семён Годунов. Он сообщает, что к Пушкину накануне явился гонец, после чего тот сразу же отправился к Шуйскому и о чём-то долго беседовал с ним. Не доверяя князю и уж тем более «мятежному роду Пушкиных», Борис велит перехватить гонца и прислать к нему Шуйского.
Умный Шуйский, понимая, что Годунов уже, скорее всего, в курсе его дел, спешит первым сообщить царю о появлении самозванца. Почуяв опасность, правитель велит закрыть границы и сделать так, чтобы «от Литвы Россия оградилась».
Борис Годунов не на шутку напуган. Он расспрашивает Шуйского, который своими глазами видел тело убитого младенца, уверен ли тот, что мальчик был мёртв. Князь Василий отвечает, что сомнений быть не может. Тем не менее царь, которому все эти годы «снилося убитое дитя», терзается ими и гонит от себя тяжёлые мысли, думая о том, как нелегко ему даётся роль правителя всея Руси: «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!»
Тем временем в Кракове Самозванец собирает силы для похода на Россию. В его ряды вступают поляки, опальные русские, бежавшие из города, казаки и племянник Афанасия — Гаврила Пушкин.
Из Кракова Лжедмитрий направляется в замок воеводы Мнишека в Самборе. Там проходит бал, после которого Отрепьев отправляется на тайное свидание с дочерью хозяина Мариной. Молодой человек влюблён в девушку и в пылу страстных объяснений признаётся ей в том, что он самозванец. Хитрая Марина сначала угрожает рассказать всем об этом, но видя решимость своего собеседника и осознавая, какую он имеет поддержку, понимает, что ей выгоднее стать женой Григория.
Она велит ему: «Веди полки скорее на Москву — // Очисти Кремль, садись на трон московский…» Лишь после этого Марина согласна обвенчаться с молодым человеком. Но тот уже разгадал её коварный замысел. Теперь он видит перед собой не прекрасную девушку, а коварную «змею», едва не погубившую его. Поэтому герой оставляет Марину и покидает дом воеводы.
16 октября 1604 года. Полки Самозванца приближаются к литовской границе. Едущий вместе с ним сын русского полководца Андрея Курбского торжественно объявляет: «Вот наша Русь: она твоя, царевич. // Там ждут тебя сердца твоих людей…» Но Григория мучает мысль о том, что он врагов «позвал на Русь». Всё же герой спешит снять с души этот грех и переложить его на плечи «Бориса-цареубийцы».
В Москве проходит заседание царской думы, где речь идёт о том, что Лжедмитрий уже осадил Чернигов. Борис Годунов, желая сдержать наступление Самозванца, раздаёт указы воеводам, чтобы «на коня садились и людей по старине на службу высылали».
Присутствующий при этом патриарх обращается к царю с советом. Он рассказывает правителю историю о том, как один старый пастух ослеп, но во сне услышал голос погибшего царевича Дмитрия. Тот поведал ему, что теперь стал «чудотворцем» и велел помолиться над его могилой в Угличе. Выполнив это, мужчина прозрел. Воодушевлённый этой историей, священнослужитель просит перенести святые мощи в Кремль и разместить в Архангельском соборе, где их смогут увидеть люди. Патриарх уверяет: «Тогда обман безбожного злодея, // И мощь бесов исчезнет яко прах».
Но Шуйский, который тоже присутствует на совете, ставит под сомнение своевременность такого решения. Он говорит, что «народ итак колеблется безумно», поэтому плохо воспримет идею с переносом мощей. Князь желает сам выйти на площадь и успокоить людей, раскрыть им «злой обман бродяги». Царь доверяет ему эту миссию.
21 декабря 1604 года на равнине близ Новгорода-Северского ведётся битва. Войска Отрепьева одерживают в ней победу. Тем не менее в следующей битве под Севском Лжедмитрий, выставивший пятнадцать тысяч своих бойцов против пятидесяти тысяч русских, командование которыми принял на себя Шуйский, полностью разбит. Самозванец вынужден отступать.
В царских палатах ведётся обсуждение наступления Самозванца. Годунов понимает, что победа под Севском «тщетная», поскольку Отрепьев «вновь собрал рассеянное войско». Недовольный действием бояр, Борис желает сделать воеводой верного ему талантливого опричника Басманова.
Неожиданно царю становится плохо: «На троне он сидел и вдруг упал — // Кровь хлынула из уст и из ушей». Перед смертью Годунов завещает сыну Фёдору следовать его указаниям и сделать своим советником Шуйского. Он также просит Басманова и бояр служить новому царю «усердием и правдой», и те клянутся в верности.
Однако после смерти Годунова к Басманову является Гаврила Пушкин с предложением перейти на сторону Лжедмитрия. Герой не хочет быть предателем, но понимает, что теперь его положение весьма шатко. Войска же Самозванца сильны «мнением народным» и, вероятнее всего, вскоре его силой заставят принять сторону Отрепьева. Поэтому в итоге Басманов решает сделать это добровольно.
На Лобном месте в Москве Гаврила Пушкин обращается к горожанам от лица царевича Димитрия, которому «Россия покорилась». Он объявляет о том, что Басманов присягнул ему и призывает народ бить «челом отцу и государю». Люди кричат: «Да здравствует Димитрий! Да гибнет род Бориса Годунова!»
Тем временем дом Бориса Годунова в Кремле взят под стражу. У окна видны его сын и дочь. Люди жалеют их: «бедные дети, что пташки в клетке», говорят, что они невинны. Затем в доме слышится шум драки, женские визги, а после боярин Мосальский выходит на крыльцо, сообщая, что царевич и его мать приняли смертельную дозу яда. Герой тут же требует от людей, чтобы они кричали: «Да здравствует царь Димитрий Иванович!». Вместо этого народ, понимая, что на его глазах только что свершилось убийство, в ужасе безмолвствует.
см. также:
Краткие содержания других произведений
Характеристики главных героев произведения «Борис Годунов», Пушкин