Быстрый переход:
Главный герой, Юрий Живаго, пока ещё десятилетний мальчик, хоронит своего отца, который покончил жизнь самоубийством. Мать у него умерла ранее, и его берёт к себе семья Громеко. Он вырастает, становится врачом и женится на дочке Громеко - Тоне. В один из дней он знакомится и узнаёт страшную тайну Ларисы Гишар, которая пытается выйти из-за опеки своего любовника адвоката Комаровского. Не выдержав, она стреляет в него, но промахивается. Тот отпускает её, она уезжает и выходит замуж за Павла Антипова. Начинается Первая мировая война и Юрий с Павлом уходят на фронт. Павел, не пишет писем Ларе, и она также едет на фронт на его поиски, где случайно встречается с Живаго и они влюбляются друг в друга. Вскоре происходит революция, они разлучаются и возвращаются домой, где главной задачей становится не умереть от голода. Юрий отвозит свою семью на Урал, где Тоня второй раз беременеет. Он собирается сказать ей о том, что любит Лару, но попадает в плен к красным партизанам на полтора года. После побега он снова живёт вместе с Ларой, а Тоня с детьми уезжает в Париж. Неожиданно их навещает Комаровский, который предлагает Живаго переправить Лару за границу и он соглашается. Но тот обманывает и увозит Лару на Дальний восток. Вскоре после их отъезда к нему приезжает Павел Антипов, ныне Стрельников, который был комиссаром, но теперь разжалован. Узнав, что Лара все годы любила Живаго, он стреляется. Юрий возвращается в Москву, и женится на некой Марине, от которой у него рождаются две дочки. Юрий опускается, не смотрит за собой и однажды, после приступа, умирает. В 1943 году его брат Евграф разыскивает его дочь от Лары - Таню и становится её опекуном. Также он находит тетрадь Живаго со стихами.
Роман начинается с похорон матери Юры – десятилетнего мальчика с курносым лицом, опеку над которым берет на себя дядя Николай Николаевич. Мальчик тяжело переносит прощание с матерью. Время от времени ему становится так плохо, что он теряет сознание. Н. Н. Веденяпин, в бывшем священник, а ныне сотрудник газеты, хорошо заботится о нем. Отец мальчика – промотавшийся богач, который бросил их с матерью. После одного загадочного эпизода в поезде, свидетелем которого был маленький Миша Гордон, мужчина покончил жизнь самоубийством. Именно этот мальчик впоследствии станет лучшим другом Юры Живаго и расскажет ему, отчего его отец вдруг спрыгнул с поезда.
После того, как Николай Николаевич перебрался в Петербург, заботу о мальчике взяла чета Громеко. Их дочь Тоня стала ему верным другом на долгие годы. Вместе с Мишей он учился в одном классе гимназии, а на Тоне Громеко впоследствии женился и у пары родилось двое детей. Александр Александрович и Анна Ивановна (в девичестве Крюгер) хорошо относились к Юре, как к родному сыну. Тяжело заболевшая Анна Ивановна однажды сказала им с Тоней, что они были бы хорошей парой. Между тем, на домашнем концерте в доме Громеко произошел странный случай. Один из приглашенных музыкантов был срочно вызван в номер, где пыталась свести счеты с жизнью некая мадам Гришар.
Амалия Карловна была сильно расстроена из-за смутных подозрений любовной связи между ее дочерью и ее любовником. Как она сказала прибывшим свидетелям, она вовремя поняла, что это всего лишь плод ее воспаленного воображения. Эту сцену наблюдали Юра с Мишой, которых профессор после долгих уговоров взял с собой. Любовником Амалии Карловны Гришар оказался никто иной как адвокат Комаровский. Как Юра узнал впоследствии от Миши, именно с этим человеком разговаривал его отец перед самоубийством. Вероятно, Комаровскому, человеку жадному по природе и хитрому, это было только на руку.
В прихожей мальчики встретили спавшую в кресле девушку – дочь мадам Гришар, Ларису. К ней подошел мужчина средних лет, а именно тот самый Комаровский и загадочно подмигнул, на что девушка отвечала понятливым взглядом сообщницы. Что-то пугающе мерзкое проскользнуло в этой картине. Юре показалось, будто она марионетка, а он кукольник. Это произвело неизгладимое впечатление на мальчика. В свои шестнадцать Лара смотрелась как восемнадцатилетняя девушка, которую мучило ее положение ребенка. Она быстро повзрослела под гнетом Виктора Ипполитовича Комаровского, который был не просто советником в их семейных делах, а настоящим поработителем. Это чувство еще больше усилилось с тех пор, как она поддалась его ухаживаниям.
Юра вновь встретил Лару через несколько лет при неожиданных обстоятельствах. К тому моменту он уже был студентом медицинского вуза, встречался с Тоней, и вместе они направлялись к Светницким на ёлку. Тоня действительно была для него хорошим другом. Она всегда могла уловить его настроение и теперь по пути она не мешала ему любоваться светом из окон, в одном из которых тускло мерцал огонек свечи. В этот момент в его голове родились первые строки тех самых стихов: «Свеча горела на столе, свеча горела…» Он и представить не мог, что за окном происходило объяснение между Ларой Гришар и Пашей Антиповым, любившим ее с детских лет.
Этот вечер у Светницких надолго запомнился Юре. В то время как все веселились в зале, ближе к двум часам ночи прогремел выстрел. Оказалось, что стреляла Лара, хотела попасть в Комаровского, но задела московского прокурора. На Юру увиденное произвело сильное впечатление. Во-первых, он не ожидал снова увидеть Лару, во-вторых, в случившемся опять фигурировал тот самый седовласый мужчина, который имел отношение к гибели его отца. От суда Комаровский ее спас, но она тяжело заболела. Когда ей стало лучше, они с Пашей поженились и уехали на Урал. Лара ему рассказала про все свои мучения, связанные с Комаровским. От этих признаний Паше стало только хуже.
На новом месте они оба преподавали в гимназии и растили трехлетнюю Катеньку. В свою очередь, женятся Юра и Тоня. На свет появляется их первенец, которого они назвали в честь отца Антонины – Александр. Юрий к тому времени уже преуспевающий врач с большой практикой за плечами. Поэтому его вместе с Мишей Гордоном направляют в действующую армию. На дворе идет уже вторая осень войны. Другим путем на службу попадает Павел Антипов. Ему со временем начинает казаться, что Лариса его не любит, а вышла замуж только из идеи самопожертвования. Чтобы не быть «обузой», он уезжает на фронт и не дает о себе знать.
Лара, оставив ребенка одной из своих воспитанниц, отправляется на поиски мужа. На фронте она устраивается сестрой милосердия. В госпиталь, где она работает, попадают Юра Живаго и военный товарищ Паши, которого тот просил сказать жене, что погиб. Но у Юсупки язык не поворачивается сказать ей такое, и он говорит, что Антипов в плену. Лара, однако, не верит. Юра узнает в ней девушку, стрелявшую на том новогоднем вечере у Светницких. В этот период приходит известие о революции в Петербурге. Он хочет ехать домой к Тоне, в то же время ему нужно определиться со своими чувствами к Ларисе Федоровне. Во время разговора он фактически признается ей в любви.
В Москве он застал еще большую разруху. Сын его не узнает, бьет по лицу и плачет, что супругам кажется плохим знаком. Основной его задачей становиться прокормить семью. Чтобы выжить они уезжают на Урал в бывшее имение Тониного деда. Во время его московской передышки из Омска приезжает сводный брат Евграф Живаго. Он привозит его семье продукты и рекомендует по весне уехать в Варыкино. Путь представляется нелегким и лежит через заснеженные дали, на которых в то время орудовали вооруженные банды полковника Галлиулина. Однако нашелся и на него человек, усмиривший его банды. В народе его звали то Стрельниковым, то Расстрельниковым, а на деле, это был выживший Паша Антипов.
На Урале семья Живаго кое-как ютится в пристройке для челяди, так как дом Тониного деда теперь принадлежит его бывшему управляющему Микулицыну. Их положение помогает упрочить внезапно появившийся Евграф. Тоня опять беременна. Живут они, в основном, за счет работы доктора и ведения домашнего хозяйства. Юрятин, где живет Лара, расположен как раз неподалеку от Варыкина. Однажды, посещая местную библиотеку, Юра ее встречает. Лара делится с ним, что Стрельников ее муж Паша, сумевший выжить в плену. Также она говорит, что он напрочь отдалился от семьи.
Юра мучается от осознания того, что любит Лару и обманывает Тоню. Когда он решается, наконец, поговорить с женой, то попадает в руки Ливерия Микулицына – сына того самого управляющего от первого брака. Партизаны из его отряда, преградив доктору дорогу, забирают его в группу «Лесные братья». Там у него появляется много работы. Живаго постоянно лечит раненных, зимой лечит сыпной тиф, летом – дизентерию. Ливерию доктор рассказывает, что не в восторге от революции и ее идей, так как пролито море крови невинных людей. Поэтому, на его взгляд, цель не оправдывает средства. После двух лет плена и долгой разлуки, он возвращается в Юритян в надежде застать Ларису.
Город уже освобожден от белых, но выглядит как-то слабо и безжизненно. Сам доктор сильно изможден и нуждается в уходе. Лариса берет на себя обязанность выходить его. Во время пленения он впервые убил человека и мучается, что ему пришлось участвовать в вооруженном конфликте. Бежать ему удалось под предлогом сбора лесных ягод. Его семья с маленькой дочерью, которую он так и не увидел, уже в Москве. Он получает от Тони письмо, после которого многое для него проясняется. Она пишет, что дочь назвали в честь его матери Марией, что она все знает о его отношениях с Ларисой и не держит ни на кого зла, и что будет воспитывать детей сама, но с полным почтением к отцу. При этом Юрий узнает, что их высылают из Москвы и Тоня с детьми эмигрирует в Париж.
Лариса признается Юре, что любит его, но не переставала любить своего мужа. Только это два разных чувства, впрочем, как и у него к ней и к Антонине. Она говорит, что Паша ушел из семьи не из-за того, что его обижала «неполная» любовь Ларисы, а из-за собственного юношеского максимализма. Юра воспринимает Лару с дочкой как свою семью. Они оба устраиваются на работу: он – в губздрав, она – в губоно. Но очень быстро становится ясно, что его добросовестную работу используют в своих революционных целях. Тучи над ними сгущаются, да и положение Антипова-Стрельникова пошатнулось.
Вынуждено они уезжают в Варыкино, где строят новую жизнь. Живаго начинает больше времени уделять творчеству и поэзии. Внезапно в их жизни объявляется Комаровский, который давно разыскивает Ларису, чтобы сказать, что ее муж арестован и скоро должен попасть под расстрел. Он также говорит, что ситуация напряженная и им с доктором лучше бежать из окрестностей Юрятина. Обманными уговорами он увозит Ларису, а Живаго, оставшись один, потихоньку начинает сходить с ума. Он перестает за собой следить, плохо выглядит, все время слышит голос Лары, посвящает ей стихи. Через некоторое время на пороге появляется Стрельников и он понимает, что Комаровский обвел их вокруг пальца.
Они долго разговаривают, Юра рассказывает Паше, как сильно его любила жена и как он недооценил этого, о революции, о детстве, которое прошло на Тверской-Ямской. Наутро Стрельникова находят застрелившимся. В Москву Живаго приезжает к началу нэпа изрядно похудевшим и запустившим себя. Большую часть пути он проходит пешком. В следующие восемь-девять лет он забрасывает врачебное дело и посвящает больше времени писательству. С ним живет дочь бывшего дворника Марина, которая проработала в войну на телеграфе. Со временем они женятся и у них рождается две дочки. Но в один прекрасный летний день доктор Живаго уезжает, оставив записку, что хочет пожить один и просит его не беспокоить. До отъезда он переводит Марине огромную сумму.
Долгое время его никто не может найти. О том, что он снимает комнату в Камергерском знает только его сводный брат Евграф, который к тому же ищет для доктора достойную работу. Живаго все это время только пишет. В один очень жаркий августовский день он едет в переполненном трамвае и переносит сердечный приступ. Выйдя из транспорта, он падает замертво на тротуар. Проститься с Юрием Андреевичем приезжает необычайно много народу. Среди них и Лариса Федоровна, которая говорит, что вместе с умершим настал и ее конец. Она рассказывает Евграфу Живаго, что у нее от Юры родилась дочь. Несколько дней спустя, Лара пропадает, вероятнее всего, ее арестовали.
Уже в 1943 году Евграфу, бывшему уже генерал-майором, удается отыскать дочь брата. Татьяна работает прачкой в рядах Советской Армии. О ее существовании знают только друзья детства Юры – Миша Гордон и Иннокентий Дудоров. Им пришлось в тридцатых годах пережить ссылки, репрессии и годы в лагерях. У Татьяны тоже нелегкая судьба. Оказывается, мать, убегая с Комаровским, вынуждено оставила ее сторожихе железнодорожного разъезда, которая со временем свихнулась и девочка осталась беспризорной. Евграф берет племянницу под опеку и собирает все написанные братом работы в один архив. Спустя еще десять лет, Гордон с Дудуровым перечитывают тетради Юры и находят в нем двадцать пять стихотворений, среди которых строки «Зимней ночи»: «Мело, мело по всей земле… Свеча горела на столе…»
см. также:
Краткие содержания других произведений
Характеристики главных героев произведения Доктор Живаго, Пастернак